АЛАТЫРЬ И ИНСАР

 

       Все это было очень давно, во времена царствования мордовского инязора Тюшти. Алатырь и Инсар – это, как сказывали, были богатыри, сыновья эрзянки красавицы-Суры. Она родила их от мокшанского богатыря Пензы, за которого вышла замуж по любви.

       А Пенза, говорят, был главой всех богатырей Тюшти.

       В то время, когда Алатырю и Инсару было по пять лет, напали жестокие половцы. Предводителем их был Бурумбай. Они долго сражались с войсками Пензы. Но победить их так и не удалось. Тогда Бурумбай решил Пензу обмануть – приехал в его дом и предложил мир.

        Здесь он увидел Суру. Воспылал страстью к ней и надумал похитить ее к себе в жены.

        – Война никому из нас добра не принесет,– угодливо говорил Бурумбай Пензе. – Незачем нам жить в ссоре. Будем хорошими друзьями. Сегодня я у тебя в гостях, завтра ты приходи ко мне. Я тебе помогаю, ты мне поможешь. И мне хорошо, и тебе хорошо. Завтра же приезжай ко мне в гости. Встречу как настоящего друга.

        Поверил ему Пенза. Приехал к нему в гости. Действительно его встретили как хорошего гостя. Угостили, спать положили. Коня, быстрого, как ветер, подарил ему сам Бурумбай. А когда стали провожать его домой, подарили еще двух красивых девушек, чтобы нянчили детей. Проводили – лучше уж некуда. Бурумбай дал ему десять провожатых.

        Но домой Пенза не вернулся, не встретился он с женой и своими любимыми сыновьями: по дороге напали на него два больших отряда, посланных Бурумбаем. Долго отбивался Пенза, много врагов убил, но и сам от множества ран ослаб. Его схватили, связали и посадили в каменный подвал, который был в глубине леса на склоне крутой горы.

        Девушки-рабыни пришли к Суре и рассказали, что случилось с ее мужем.

        Сура долго плакала о Пензе. Со временем Бурумбай прислал к ней сватать своего старшего брата.

        – Пусть сам приедет,– ответила Сура.

Немного погодя приехал сам половецкий хан. Богатые дары привез с собою. Поклонился жене Пензы и все сложил перед нею. Сура в ответ даже не поклонилась ему.

        – Зачем ты приглашал Пензу? – спросила она гостя.

        – Аллах знает зачем,– бросил взгляд на небо хан. – Как хорошего гостя приглашал я его. По-хорошему и проводил. Охрану дал.

        – Куда ты дел Пензу? – спрашивает Сура.

        – Я хорошо проводил твоего мужа, он поехал, а куда делся, об этом только аллах знает. Я ни в чем не повинен,– оправдывался хан. –А ты все равно будешь моей. Хочешь не хочешь – сама придешь.

         – Петля обнимет твою шею вместо моих рук! – крикнула Сура.– Убирайся прочь!

         Бурумбай сверкнул очами, выскочил во двор, схватил игравших там Алатыря и Инсара, вскочил на коня и ускакал с ними.

         Велико было горе Суры. На мгновенье даже пожалела, что не дала согласия хану. За один день волосы ее поседели, стали белее первого снега.

         Примерно через полгода Бурумбай опять прислал сватов. Те сказали Суре, если она выйдет замуж за хана, дети будут жить и блаженствовать, не выйдет – Бурумбай их убьет.

          Сура и вправду заколебалась. Стала думать: не лучше ли будет, если она выйдет за хана замуж. Хоть дети живыми останутся... Долго думала и послала хану такой ответ:

          «Если убьешь моих детей, то и тебе не жить на свете. Мое сердце ни за что не купить. Пусть ты убил моего мужа, но не сможешь умертвить моих детей. Их охраняет Нишке паз».

          Бурумбай задумался: а может быть, и вправду Нишке паз – покровитель детей. Растут они не по дням, а по часам, И решил избавиться от них: одного швырнул на восток – в медвежью берлогу! Другого – на запад – в волчью нору. А сам собрал войска и повел их на мордовские земли.

          Долго тянулась война, не один, не два года...

          За это время Алатырь и Инсар выросли, превратились в могучих богатырей и пошли искать друг друга. Прошли через леса, топи, болота, наконец, встретились у села Ичалки, на опушке соснового бора.

          Встретились братья и пошли искать свою мать. Тогда Бурумбай оборотился горой, встал на их пути. Алатырь и Инсар разрезали пополам эту гору, прошли через нее.

          Пришли они к своей матери в ту пору, когда в разгаре было жестокое сражение. Набросились они на врагов и стали гнать их прочь. Где гнали их, там от пота и крови образовалась бурная река.

          Алатырь и Инсар схватили Бурумбая и привели к Суре.

          – Где    Пенза? – спросила   его   Сура.– Скажешь – будешь жить, не скажешь – голова с плеч долой. Затрясся Бурумбай, взмолился:

          – Знаю я, где Пенза, покажу каменный подвал, куда посадили его злоумышленники.

           Пришлось Бурумбаю вести Суру и ее детей к каменному подвалу. Пенза был еще жив, но очень ослаб, вынесли его на свет, и он умер...

           Похоронили его со всяческими почестями. Со временем здесь был заложен город – Пенза. И, говорят, реки наши мордовские: Инсар, Алатырь и Сура,– носят имена некогда живших людей.

 

МОРДОВСКАЯ ЦАРИЦА НАРЧАТКА

      27 сентября 2011 года в Пензенской области произошло знаменательное событие. Впервые в истории края был открыт памятник легендарной личности – мордовской царице Нарчатке. По инициативе и на средства наровчатского землячества на берегу Мокши скульптор Николай Берсенев создал памятник царице-воительнице, погибшей за родную землю.

      Кто же была эта женщина? Впервые в литературе имя Нарчатки упоминается в 1862 году в «Пензенских губернских ведомостях» в статье В.А. Ауновского «Краткий этнографический очерк мещеры», где  говорится, что в женских головных уборах встречаются монеты с её изображением. Легенды о ней впервые были записаны в 1920-х годах членом Саратовской ученой архивной комиссии И.Ф. Садиным. Ниже приведем тексты этой и других, более поздних, текстов легенды.

       "Была она молода и красива. Скакала на лошадях, как казак, держала слуг 300 человек, да воинов 20 тысяч. Построила она себе дворец на берегу Мокши, назвав его Наручатом, а около него дача, где жила в летнее время. От дачи прорыла к дворцу подземный ход. В её правление произошло сражение мордвы с татаро-монгольскими завоевателями. Битва была зимой на льду реки Мокши. Несмотря на отчаянное сопротивление, войско Нарчатки было разбито, а сама она бросилась с конем в прорубь и утонула."

       В 1930 году наровчатский краевед М.Е. Афиногенова в селе Алькино Наровчатского района записала следующую легенду: «Дед мой прожил больше ста лет, наш род Фудиных крепкий долго живут. Мне сейчас 87 лет, а я ещё плотничаю. Так вот, дед мой много рассказывал мне, когда я был мальчонкой, о старых обычаях, о старинной мордовской вере, о том, как жили наши прадеды.

       Жила мордва, и правила ею вдовая княгиня Нарчатка. Мордва охотилась, землю обрабатывала, в лесах борти с пчелами водила помногу. Но пришла лихая година – монголо-татары пришли воевать мордовскую землю. Не сробела княгиня, собрала свое войско и вышла воевать. Сильно и долго бились-сражались. Дело было зимой сражались на льду реки Мокши. Одолели враги мордву – почти все полегли. Как увидела Нарчатка, что побито её войско, не смогла стерпеть и бросилась с конем в прорубь».    

      В 1990 году пензенский педагог, историк, археолог и краевед В.И. Лебедев опубликовал легенду, которую записали в Наровчатском районе пензенские туристы: «Тогда здесь правила вдова мордовского князя Пуреша – Нарчатка, в память о которой и был назван город. Кочевники шли на Русь, уничтожая или угоняя в плен все население… Тонкий ледок уже покрыл неторопливые воды Мокши, когда на её берегу собрался двухтысячный отряд мордовских воинов и вступил в бой. Отважно бились воины Нарчатки, но тысячи монголо-татар все плотнее окружали их… Батый приказал взять её в плен живой. Когда Нарчатка  поняла замысел врага, она прямо на коне бросилась с высокого берега в Мокшу. Лед треснул, и только черная полынья осталась на том месте. Говорят, что Нарчатка  стала русалкой».

Региональная мордовская национально-культурная автономия (РМНКА) Пензенской области была создана в декабре 2003 года. На учредительной конференции был принят Устав и избраны рабочие органы автономии: председатель, заместитель председателя и члены правления автономии (7 чел.), председатель и члены контрольной комиссии (3 чел.). Первоначально она состояла из двух местных мордовских национально-культурных автономий Мокшанского и Сосновоборского районов, затем были открыты местные автономии в Городищенском, Шемышейском, Камешкирском, Белинском, Бессоновском, Никольском  и Малосердобинском районах.

    Согласно Устава автономия выполняет следующие задачи: сохраняет и обогащает историческое и культурное наследие мордовского народа, открывает свободный доступ к национальным культурным ценностям, следует национальным традициям и обычаям, возрождает и развивает художественные народные промыслы и ремесла, участвует в образовательном и научном процессах по изучению языка, истории и культуры мордовского народа. 

    РМНКА Пензенской области строит свою деятельность согласно ежегодным планам работы, которые утверждаются правлением автономии и согласуются с Правительством Пензенской области и Министерством по национальной политике Республики Мордовия. Следует отметить, что РМНКА Пензенской области подводит итоги своей деятельности на ежегодных конференциях.

    По инициативе РМНКА традиционными стали всероссийские слеты кижеватовцев, включающие в себя спортивные состязания и культурно-массовые мероприятия в честь Героя Советского Союза – пограничника А.М. Кижеватова в его родном селе Кижеватово Бессоновского района. Инициатором проведения ежегодного православного праздника «Пензенский Спас», который начал проводиться в области с 2006 года, также явилась РМНКА. Он проводится в два этапа, сначала в деревнях и селах, в районах с компактным проживанием мордовского населения, а финал в городе Пензе. В Пензенской области стали традиционными ежегодные фестивали народной песни в память о знаменитой землячке, мордовке, заслуженной артистке РСФСР Л.А. Руслановой (П.А. Лейкиной). Мордовская автономия принимает самое активное участие в традиционном празднике «День единства народов Пензенской области».          

    РМНКА совместно с областной научной библиотекой им. М.Ю. Лермонтова ежегодно проводит «Дни мордовской культуры» и фестивали мордовской книги. В марте 2011 года  была проведена презентация книги В.И. Первушкина и В.Я. Прошкина «Мордва Пензенской области». В этом же году автономия приняла участие в Международном интернет-конкурсе «Имя финно-угорского мира». Для участия в нем она представила уроженцев Пензенского края - Г.К. Ульянова, Я.П. Григошина, А.М. Кижеватова. Одним из экспертов проекта был член правления РМНКА доктор исторических наук, профессор В.И. Первушкин. Г.К. Ульянов стал победителем в номинации «Общественно-политические и религиозные деятели».

    В 2005 году РМНКА инициировала проведение на базе Шугуровской средней школы Сосновоборского района Пензенской области межрегиональное консультативно-методическое совещание работников образования Пензенской области и Республики Мордовия по проблемам использования в учебно-воспитательном процессе культурных ценностей мордовского народа. В итоге в учебном процессе, в школах с преобладающим мордовским населением, стали больше уделять внимания изучению родного языка и подготовке кадров для  его преподавания.

    Благодаря работе автономии не забываются лучшие сыны мордовского народа уроженцы земли пензенской. В 2004 году на родине депутата Первой Государственной думы, создателя первого советского мордовского букваря в селе Кулясово Камешкирского района широко отмечался 140-летий юбилей Г.К. Ульянова, а в 2008 году – селе Армиево  Шемышейского района 120-летие со дня рождения мордовского поэта Я.П. Григошина.

    РМНКА уделяет большое внимание культурно-массовой работе, частыми гостями в мордовских селах являются ученые, писатели, актеры, как из Пензенской области, так и из Республики Мордовия. Здесь успешно прошли выступления Государственного камерного хора Республики Мордовия, профессиональных фольклорных коллективов «Келу», «Умарина», «Торама» и «Морденс».